Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новолялинского городского округа «Детский сад №15 «Березка» ПРИНЯТА на педагогическом совете протокол от «30» августа 2023г. № 1 УТВЕРЖДЕНА приказом заведующего МАДОУ НГО «Детский сад № 15 «Березка» от «30» августа 2023г. № 98 – ОД Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОЛЯЛИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ДЕТСКИЙ САД № 15 "БЕРЕЗКА" Дополнительная общеразвивающая программа DN: E=uc_fk@roskazna.ru, S=77 Москва, ИНН ЮЛ=7710568760, ОГРН=1047797019830, STREET="Большой Златоустинский переулок, д. 6, строение 1", L=г. Москва, C=RU, O=Казначейство России, CN=Казначейство России Дата: 26 Март 2024 г. 16:08:11 физкультурно-спортивной направленности «Дельфиненок» Возраст обучающихся 5-7 лет Срок реализации 2 года Автор-составитель: инструктор по физической культуре (плаванию) Гусева Татьяна Николаевна 1 квалификационная категория П. Лобва Содержание Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Планируемые результаты 1.4. Содержание программы 1.4.1. Учебный план 1.4.2. Учебный (тематический) план первого года обучения, его содержание 1.4.3. Учебный (тематический) план второго года обучения, его содержание 3 7 8 9 10 12 16 Раздел № 2 Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации 2.1 Календарный учебный график 2.1.1 1-й год обучения 2.1.2 2-й год обучения 2.2 Условия реализации программы 2.3 Формы аттестации и оценочные материалы Раздел №3 Список литературы 20 20 26 31 38 41 Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Введение Одно из основных направлений работы образовательной деятельности МАДОУ НГО «Детский сад №15 «Березка» является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка. В процессе решения этой задачи особое внимание уделяется усилению образовательного потенциала физической культуры через использование альтернативных методов и приёмов, дополняющих и обогащающих традиционные формы детской деятельности в условиях образовательного учреждения. Одна из них – это работа по плаванию. Основной направленностью дополнительной общеобразовательной программы «Дельфиненок» является совершенствование полученных умений и навыков дошкольников элементарным способам плавания, безопасного поведения на воде, закаливание организма, развитие физических качеств дошкольников (сила, гибкость, выносливость, скорость, координация). Основу программы «Дельфиненок» составляют следующие нормативно-правовые документы: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155; 3. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2. 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. No 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации». 5. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 N 629 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 6. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, утверждённая приказом министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. 7. Устав МАДОУ НГО «Детский сад №15 «Березка» 8. Основная образовательная программа ДОО Направленность программы - физкультурно-спортивная. Актуальность программы: Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) не только нашего детского сада, но других детских садов нашего поселка. К числу наиболее актуальных проблем относится то, что работая по основной программе "Обучение плаванию в детском саду" Т.И. Осокиной, столкнулась с недостатком количества часов, отведенных на занятия. Этого времени совершенно не достаточно для того, чтобы дошкольники в полной мере освоили курс обучению плаванию и автор программы это подтверждает: "В подготовительной к школе группе завершается обучение плаванию в детском саду. Но это не означает, что дети полностью овладевают технически правильными способами плавания". Отличительная особенность программы заключается в том, что она является дополнением к основной программе по развитию плавательных способностей детей и направлена на совершенствование умений и навыков дошкольников, полученных на основных занятиях по плаванию. Дополнительная общеразвивающая программа по плаванию «Дельфинёнок» составлена на основе программы: «Обучение плаванию в детском саду» Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Т.Л. Богиной. В основе программы лежит приобретение детьми умений, позволяющих комфортно себя чувствовать на воде и, конечно же, получать от этого удовольствие. Осваивая разные виды движений в воде, ребенок учиться ориентироваться, развивать реакцию, коммуникативные качества, управлять собственным телом, принимать самостоятельные решение. Для удобства восприятия в программу включены разные виды упражнений и игр, в том числе сопровождаемые стихами для детей и загадками, упражнения с нестандартным оборудованием, специальные упражнения для освоения различных видов движения на воде, способствующие развитию дыхания, расслаблению мышц. Наш детский сад располагает всеми возможностями для проведения не только основных, но и дополнительных занятий плаванием (наличие крытого бассейна в здании ДОУ). Формирование здорового поколения - одна из главных стратегических задач развития страны, а, как известно, занятия плаванием непосредственно влияют на физическое развитие и оздоровление организма. Программа адресована детям дошкольного возраста (5-7 лет). Срок реализации программы: данная программа рассчитана на 2 года обучения, начиная со старшей группы и заканчивая подготовительной к школе группой. Очная форма обучения. Комплектование групп проводится в течение сентября. Для продуктивной работы дошкольников число детей в группе не должно превышать 10 человек. В группах комплектуются дети одного возраста. К занятиям плаванием допускаются все желающие дошкольники, прошедшие медосмотр и не имеющие противопоказаний для данного вида деятельности. Программа «Дельфиненок» может реализоваться для проведения занятий с детьми как посещающими, так и не посещающими МАДОУ НГО «Детский сад №15 «Березка» Возрастные особенности детей 5 – 7 лет. 5 до 6 лет Шестой год жизни ребёнка характеризуется замедлением скорости роста тела. Тело растёт неравномерно – длина ног и верхней части тела растёт медленно, а скорость роста длины рук и диаметра тела увеличивается. Развитие опорнодвигательной системы ребёнка ещё не завершено (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура). Позвоночный столб ребёнка шестого года жизни чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребёнком тяжестей, нарушается осанка. У ребёнка преобладает тонус мышц – разгибателей, что не даёт возможности при длинном статическом положении долго удерживать спину прямой. Сердечно – сосудистая система ещё не достигает полного развития. Общее физическое развитие и динамика функциональной зрелости системы дыхания идёт неравномерно. У детей возрастает осознанность освоения более сложных основных движений. Это позволяет повысить требования к качеству их выполнения, больше внимания уделять развитию физических и морально – волевых качеств (быстрота, ловкость, выносливость, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений (умение приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам, быть заботливым и внимательным друг к другу). 6 до 7 лет Седьмой год жизни ребёнка характеризуется продолжением активного формирования осанки и свода стопы. Так как костная ткань богата органическими элементами, то скелет старших дошкольников всё ещё эластичен и подвержен деформации. Это может стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника. К семи годам у ребёнка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы. У детей ярко выражен грудной тип дыхания. Лёгочная ткань имеет большое количество лимфатических сосудов и респираторных бронхиол, поэтому для детей этого возраста характерны болезни, связанные с воспалительными процессами в лёгких. Резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы у детей достаточно высоки. Динамика нервной системы облегчает освоение детьми движений, физических упражнений, улучшается качество двигательной деятельности дошкольников. Движения ребёнка становятся более координированными и точными. Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. В двигательной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий, для них важен результат. Появляется возможность на основе закладывающейся произвольности сформировать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность, инициативу в освоении новых видов движений. Продолжительность Периодичность учебного часа неделю (занятия) 30 минут 1 раз в Количество месяц 4 занятия в Количество занятий Общее количество в год учебных часов за 2 года 32 занятия 64 занятия Традиционная модель реализации программы «Дельфиненок» представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение двух лет обучения. Форма обучения фронтальная. Планируются такие виды занятий: беседа, практические занятия, открытые занятия. Форма подведения итога реализации программы «Дельфиненок»: результат отслеживается через диагностирование физического развития, знаний, умений и навыков детей, посещающих занятия по плаванию, которое проводится в начале учебного года (октябрь) и в конце (апрель). 1.2 Цель и задачи Целью данной программы является обучение детей дошкольного возраста (5-7 лет) первоначальным способам плавания; закаливание и укрепление детского организма посредством создания хорошего настроения, приятных эмоций на занятиях по плаванию. Задачи: Оздоровительные: Укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию; Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма; Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма. Обучающие: Формировать теоретические и практические основы освоения водного пространства; Учить плавательным умениям и навыкам; Совершенствовать умения владеть своим телом на воде. Развивающие: Расширять спектр двигательных умений и навыков на воде; Развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке; Мотивировать на творческое самовыражение в игровых действиях на воде. Воспитательные: Воспитывать нравственно - волевые качества, настойчивость, смелость, выдержку, силу воли; Формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию, обеспечить эмоциональное благополучие при выполнении упражнений в водной среде. 1.3 Планируемые результаты Метапредметные результаты (развивающие задачи): Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости; Расширение адаптивных возможностей детского организма; Повышение показателей физического развития детей; Расширение спектра двигательных умений и навыков в воде; Развитие творческого потенциала и личностного роста ребёнка. Развитие эмоционального и двигательного раскрепощения в воде, проявления чувства радости и удовольствия от движения; Формирование нравственно-волевых качеств. Личностные результаты (воспитательные задачи): правила поведения на воде; значение влияния плавания на организм человека; основы закаливания; значение прикладного плавания в жизни человека. Предметные результаты (обучающие задачи): свободно погружаться под воду, задерживая дыхание, делать выход в воде; проплывать удобным способом; доставать предметы со дна бассейна; проплывать способом «кроль на груди» с опорой и без опоры; выполнять упражнение «Медуза», «Поплавок», «Звезда» увидеть, указать на ошибку товарищу и подсказать пути исправления, осуществлять самоконтроль; самостоятельно организовать подвижные игры на воде; по заданию инструктора предлагать игры либо игровые упражнения в зависимости от задач занятия; придумывать собственные игры или игровые задания; участвовать в праздниках, соревнованиях на воде. 1.4 Содержание программы Для реализации программы «Дельфиненок» необходимы: учебно-тематический план конспекты занятий диагностическая карта комплексы упражнений на формирование навыка правильной осанки упражнения на расслабление и подражательные упражнения. 1.4.1 Учебный план № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации\контроля 1 Правила поведения в бассейне. 2 2 0 Контрольные задания. 2 Освоение с водой. 2 0 2 3 Погружение под воду и выдох в воду. 4 1 3 Развлечения праздники на воде. 4 Дыхание. Скольжение на груди и спине. 4 6 0 0 4 6 Скольжение на груди и на спине с различным положением рук. Работа ног как при плавании кролем на груди и на спине. 6 0 6 6 0 6 6 Скольжение на груди и на спине с работой ног. Обучение технике плавания кролем на груди. 6 7 0 0 6 7 7 0 7 7 Обучение технике плавания кролем на груди и на спине. Обучение технике плавания кролем на спине. 7 0 7 Плавание кролем на груди и на спине полной координации. Итого 7 0 7 64 3 61 5 и Открытое занятие. Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Система занятий строится в порядке возрастающей трудности, постепенного увеличения нагрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При повторении упражнений, используются задания одного типа, но разного содержания. Упражнения должны опережать имеющийся у детей в данный момент уровень умений и навыков, хотя индивидуальные данные каждого ребёнка могут внести свои коррективы. Занятия с детьми по программе «Дельфиненок» проводятся в форме совместной партнёрской работы. Каждое занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной части. Цель подготовительной части занятия организовать детей, активизировать их внимание, вызвать интерес к занятию. В основном блоке разучиваются новые упражнения, развивающие выносливость, силу, гибкость, координацию движений, закрепляются навыки основных движений. И в заключительной части, снижая физическую нагрузку, приводим организм в спокойное состояние, подводим итоги. На всех этапах плавания используются игры, которые помогают детям быстрее научиться плавательным навыкам, развитию таких качеств как сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. В работе по плаванию используется индивидуальный подход к детям. Обучение плаванию ведется одновременно в трех направлениях: во-первых, развивается сила дыхания, формируется умение делать быстрый глубокий вдох и продолжительный выдох, для этого используются разнообразные подготовительные упражнения. во-вторых, детей учим различным передвижениям в воде, погружению в воду, всплыванию, скольжению, движениям рук и ног при плавании способом кроль; в-третьих, воспитываются культурно-гигиенические навыки и такие качества, как смелость, ловкость, выносливость. Последовательность постановки задач, подбора упражнений и приемов обучения такова: разучивание движений ног; разучивание движений рук; разучивание способа плавания в целом; совершенствование плавания в полной координации. Каждый элемент техники изучается в следующем порядке: ознакомление с движением на суше; изучение движений с неподвижной опорой; изучение движений с подвижной опорой; изучение движений в воде без опоры. Большую роль в формировании двигательных навыков плавания играет также использование вспомогательного материала и оборудования. Оно помогает разнообразить приемы и методы обучения, виды упражнений, снять психологическую монотонность, постоянно повторяющихся движений, рационально использовать обучающее пространство, повышают интерес к занятиям, позволяют использовать дифференцированный подход в обучении. 1.4.2 Учебный (тематический) план занятий с детьми 5 – 6 лет (1-й год обучения). Количество часов Всего Теория Правила поведения в бассейне. 1 1 Освоение с водой. 1 0 Погружение под воду и выдох в воду. 4 1 Скольжение на груди и спине. 6 0 Работа ног как при плавании кролем на груди и на спине. 6 0 Обучение технике плавания кролем на груди. 7 0 Обучение технике плавания кролем на спине. 7 0 Итого 32 2 № п/п Название раздела, темы 1 2 3 4 5 6 7 Практика 0 1 3 6 6 7 7 30 Формы аттестации\контроля Контрольные задания. Развлечения и праздники на воде. Открытое занятие. Содержание учебного (тематического) плана занятий с детьми 5 – 6 лет (1-й год обучения). Раздел 1. Правила поведения в бассейне: техника безопасности в бассейне. Раздел 2. Освоение с водой: ознакомление ребёнка с водой и её свойствами (плотность, вязкость, прозрачность), освоение чувства опоры о воду и дыхания в воде, устранение инстинктивного страха перед водой через: - ходьбу и бег в различных направлениях и положениях – спиной вперед, левым, правым боком, с поворотами, с высоким подниманием колена, приставным шагом, с различным темпом, с различной скоростью, с разными положениями и движениями рук, индивидуально и в группе; - выпрыгивания из воды (прыжки в высоту на месте, с продвижением вперёд, с махом руками, из полуприседа); - движения руками (движения рук перед собой различной интенсивности и направления, гребковые движения руками, стоя на дне, с попытками оторвать ноги от дна, маховые движения с опорой о воду); - движения ногами (поочередные движения ногами – вперед, назад, в сторону); - всплывание и лежание на поверхности воды. Раздел 3. Погружение под воду и выдох в воду. Освоение навыков физической подготовки: погружение под воду: погружение лица в воду на задержке дыхания до подбородка, носа, глаз, полностью; погружение с головой под воду на задержке дыхания; приседание на дно бассейна на задержке дыхания; ныряние за предметами, открывание глаз в воде; хождение в приседе под водой; ныряние в обруч, проплыв тоннеля, подныривание под мост. выдох в воду: погружение лица в воду до подбородка с выдохом в воду; приседание под воду с долгим выдохом в воду; серия выдохов в воду, не останавливаясь и не вытирая лицо руками; стоя на дне бассейна в наклоне, выполнение вдоха в сторону, выдоха в воду. Раздел 4. Скольжение на груди и спине. Освоение навыков физической подготовки: скольжение на груди с предметом; скольжение на спине с предметом; скольжение на груди без предмета с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, у бедер; скольжение на спине без предмета с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, вдоль тела; Раздел 5. Работа ног как при плавании кролем на груди и спине. Освоение навыков физической подготовки: движения ногами кролем, сидя на краю бассейна и опустив ноги в воду; движения ногами кролем на груди, держась руками за бортик; лежа на спине, держась руками за бортик, движения ногами кролем на спине; Раздел 6. Обучение технике плавания кролем на груди. Освоение навыков физической подготовки: Движения ногами: плавание при помощи движений ног кролем на груди с доской и произвольным дыханием; скольжение на груди с последующим подключением работы ног кролем; плавание при помощи движений ног кролем на груди с различным положением рук (впереди; у бедер) и дыханием – сначала произвольным, затем с выдохами в воду. Движения рук: стоя на дне бассейна и наклонившись вперед, выполнение движений руками как при плавании кролем; то же, но в передвижении по дну бассейна; стоя, выполнение движений руками кролем, опустив лицо в воду и задержав дыхание; скольжение с движением руками кролем; стоя, согласование дыхания с движением одной рукой кролем; стоя, движения руками кролем в согласовании с дыханием; то же, но передвигаясь по дну бассейна; попытки плавать кролем, при помощи движений рук в согласовании с дыханием с колобашкой между ног. Согласование движений: плавание кролем с полной координацией движений на задержке дыхания. Раздел 7. Обучение технике плавания кролем на спине. Освоение навыков физической подготовки: Движения ногами: плавание при помощи движений ног кролем на спине с доской и произвольным дыханием (доска в согнутых руках под головой, перед грудью, в вытянутых руках за головой); скольжение на спине с последующей работой ног кролем; плавание при помощи движений ног кролем на спине с различным положением рук (впереди; у бедер). Движения руками: плавание при помощи движений ног на спине, руки вытянуты за головой. Выполнить гребок одной рукой, вернуться в исходное положение, после паузы – гребок другой рукой; плавание на спине при помощи движений рук, с колобашкой между ногами. Согласование движений: плавание кролем на спине с задержкой дыхания на вдохе; плавание на спине при помощи движений ног, одна рука впереди, другая – у бедра. Поменять положение рук, непрерывно работая ногами. 1.4.3 Учебный (тематический) план занятий с детьми 6 – 7 лет (2-й год обучения) № п/п Название раздела, темы 1 2 3 4 5 6 7 Правила поведения в бассейне. Личная гигиена. Освоение с водой. Дыхание. Скольжение на груди и на спине с различным положением рук. Скольжение на груди и на спине с работой ног. Обучение технике плавания кролем на груди и на спине. Плавание кролем на груди и на спине полной координации. Итого всего 1 Количество часов теория практика 1 0 1 4 6 0 0 0 1 4 6 6 0 6 7 0 7 7 0 7 32 1 31 Формы аттестации\контроля Контрольные задания. Развлечения и праздники на воде. Открытое занятие. Содержание учебного (тематического) плана занятий с детьми 6 – 7 лет (2-й год обучения). Раздел 1. Правила поведения в бассейне: техника безопасности в бассейне. Личная гигиена: правила личной гигиены, которые нужно соблюдать в раздевальных, при мытье под душем, во время пребывания в воде, после окончания занятий. Раздел 2. Освоение с водой: ознакомление ребёнка с водой и её свойствами (плотность, вязкость, прозрачность), освоение чувства опоры о воду и дыхания в воде, устранение инстинктивного страха перед водой через: ходьбу и бег в различных направлениях и положениях – спиной вперед, левым, правым боком, с поворотами, с высоким подниманием колена, приставным шагом, с различным темпом, с различной скоростью, с разными положениями и движениями рук, индивидуально и в группе; выпрыгивания из воды (обычные выпрыгивания, из полуприседа, с продвижением вперёд, с махом руками); движения руками («полоскание белья» - движения рук перед собой различной интенсивности и направления, гребковые движения руками, стоя на дне, с попытками оторвать ноги от дна, маховые движения с опорой о воду); движения ногами (поочередные движения ногами – вперед, назад, в сторону); всплывание, лежание на поверхности воды на груди на задержке дыхания, лежание на поверхности воды на спине. Раздел 3. Дыхание. Освоение навыков физической подготовки: задержка дыхания на вдохе; открывание глаз под водой на задержке дыхания; серия выдохов в воду, не останавливаясь и не вытирая лицо руками; стоя на дне бассейна в наклоне, выполнение вдоха в сторону, выдоха в воду; вдох над водой, погружение с выдохом в воду. Раздел 4. Скольжение на груди и спине с различным положением рук. Освоение навыков физической подготовки: скольжение на груди с предметом, скольжение на спине с предметом, скольжение на груди без предмета с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, у бедер, одна впереди, другая у бедра; скольжение на спине без предмета с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, вдоль тела, одна рука впереди, другая у бедра; скольжение на груди с последующими поворотами на спину и грудь и др. Раздел 5. Скольжение на груди и спине с работой ног. Освоение навыков физической подготовки: скольжение на груди с предметом с работой ног кролем; скольжение на спине с предметом с работой ног кролем; скольжение на груди без предмета с работой ног кролем с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, у бедер, одна впереди, другая у бедра; скольжение на спине без предмета с работой ног кролем с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, вдоль тела, одна рука впереди, другая у бедра; скольжение на груди с работой ног кролем с последующими поворотами на спину и грудь и др. Раздел 6. Обучение технике плавания кролем на груди и на спине. Кроль на груди. Движения ногами: движения ногами кролем, сидя на краю бассейна и опустив ноги в воду; движения ногами кролем на груди, держась руками за бортик; плавание при помощи движений ног кролем на груди с доской и произвольным дыханием; скольжение на груди с последующим подключением работы ног кролем. плавание при помощи движений ног кролем на груди с различным положением рук (впереди; одна впереди, другая у бедра; у бедер) и дыханием – сначала произвольным, затем с выдохами в воду. Движения рук и дыхание: стоя на дне бассейна в наклоне, выполнение вдоха в сторону, выдоха в воду; стоя на дне бассейна и наклонившись вперед, выполнение движений руками как при плавании кролем; то же, но в передвижении по дну бассейна; стоя, выполнение движений руками кролем, опустив лицо в воду и задержав дыхание; скольжение с движением руками кролем; стоя, согласование дыхания с движением одной рукой кролем; стоя, движения руками кролем в согласовании с дыханием; то же, но передвигаясь по дну бассейна; попытки плавать кролем, при помощи движений рук в согласовании с дыханием с колобашкой доской между ног. Кроль на спине Движения ногами: движения ногами кролем, сидя на краю бассейна и опустив ноги в воду; лежа на спине, держась руками за бортик, движения ногами кролем на спине; плавание при помощи движений ног кролем на спине с доской и произвольным дыханием (доска в согнутых руках под головой, перед грудью, в вытянутых руках за головой); скольжение на спине с последующей работой ног кролем; плавание при помощи движений ног кролем на спине с различным положением рук (впереди; у бедер; одна впереди, другая у бедра). Движения руками: плавание при помощи движений ног на спине, руки вытянуты за головой. Выполнить гребок одной рукой, вернуться в исходное положение, после паузы – гребок другой рукой; плавание на спине при помощи движений рук, с колобашкой между ногами. Раздел 7. Плавание кролем на груди и на спине в полной координации. плавание кролем на груди в полной координации на задержке дыхания; плавание кролем на груди с попытками повернуть голову для вдоха, сначала один раз на несколько гребков, затем чаще; плавание кролем на груди в полной координации; плавание кролем на спине с задержкой дыхания на вдохе; плавание на спине при помощи движений ног, одна рука впереди, другая – у бедра. Поменять положение рук, непрерывно работая ногами; плавание кролем на спине в полной координации. Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1. Календарный учебный график Год обучения Дата начала обучения 1 год обучения 19 сентября 2023г. Дата окончания обучения 28 мая 2024г. 2год обучения 20 сентября 2023г. 29 мая 2024г. Всего учебных недель 32 Количество учебных дней 32 32 32 Количество учебных часов Режим занятий 32 1 час в неделю 1 раз в неделю 32 1 час в неделю 1 раз в неделю 2.1.1 Занятий с детьми 5-6 лет (1-й год обучения) № п\п месяц число 1 сентябрь 19 2 сентябрь 26 время Форма занятий Кол-во часов 15:20- Беседа, 15:50 знакомство с акваторией бассейна, правила поведения. 15:20- Беседа, 15:50 просмотр видеофильма. 1 1 Тема занятий 1. Напомнить правила поведения в воде. 2. Закрепить различные передвижения в воде. 3. Упражнять в скольжении на груди, оттолкнувшись от дна бассейна двумя ногами в вертикально стоящий обруч. 1. Учить длительному выдоху через рот, опуская лицо в воду. 2. Осваивать скольжение на груди с последующим длительным лежанием. Место проведени я Бассейн детского сада Форма контроля Бассейн детского сада беседа Беседа 3 октябрь 3 15:20- Практическое 15:50 занятие 4 октябрь 10 15:2015:50 Практическое занятие 1 5 Октябрь 17 15:2015:50 Практическое занятие 1 6 Октябрь 24 15:2015:50 Практическое занятие 1 7 Ноябрь 7 15:2015:50 Практическое занятие 1 8 Ноябрь 14 15:2015:50 Практическое занятие 1 1 3. Воспитывать дисциплину на занятиях. 1. Входная диагностика. 2. Развивать внимание. Бассейн Наблюдение, детского диагностика сада 1.Совершенствовать длительное лежание на Бассейн Наблюдение, груди с задержкой дыхания. детского обучение 2. Учить работе ног кролем. сада 3. Прививать детям навыки личной гигиены. 1. Продолжать учить выполнять выдох в Бассейн Обучение, воду. детского наблюдение, 2. Закреплять умение лежать на груди и на сада игра спине в упражнении «Звезда». 3. Формировать у детей навыки самообслуживания (вытирание, одевание). 1. Учить выполнять длительный выдох в Бассейн Обучение, воду. детского наблюдение, 2. Осваивать скольжение на груди с сада игра последующим длительным лежанием. 3. Воспитывать дисциплинированность. 1. Учить работе ног кролем в скольжении на Бассейн Обучение, груди. детского наблюдение, 2. Продолжать учить длительному выдоху в сада игра воду. 3. Учить действовать по сигналу педагога. 1. Упражнять в длительной задержке Бассейн Обучение, дыхания через упражнение «Поплавок». детского наблюдение, 2. Продолжать учить детей работе ног сада игра кролем. 9 Ноябрь 21 15:2015:50 Практическое занятие 1 10 Ноябрь 28 15:2015:50 Практическое занятие 1 11 Декабрь 5 15:2015:50 Практическое занятие 1 12 Декабрь 12 15:2015:50 Практическое занятие 1 13 Декабрь 19 15:2015:50 Практическое занятие 1 14 Декабрь 26 15:2015:50 Практическое занятие 1 3. Воспитывать интерес к занятиям. 1. Осваивать скольжение на груди с различным положением рук. 2. Упражнять в длительном выдохе в воду. 3. Воспитывать уверенность. 1. Совершенствовать скольжение с различным положением рук. 2. Упражнять в длительном выдохе в воду, стоя на дне бассейна с имитацией работы рук кролем на груди. 3. Продолжать учить открывать глаза под водой. 1. Продолжать учить открывать глаза под водой. 2. Совершенствовать работу ног кролем. 3. Воспитывать смелость. 1. Совершенствовать упражнения на дыхание. 2. Совершенствовать скольжение на груди с различным положением рук. 1. Учить выполнять скольжение на груди, подныривая под предметы. 2. Совершенствовать выдох в воду. 3. Совершенствовать работу ног кролем. 1. Осваивать навык подныривания и проплывания под «мостом». 2. Совершенствовать работу ног кролем. 3. Обучать нырянию в лежащий на воде Бассейн Обучение, детского наблюдение, сада игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра 15 Январь 17 15:2015:50 Практическое занятие 1 16 Январь 24 15:2015:50 Практическое занятие 1 17 Февраль 6 15:2015:50 Практическое занятие 1 18 Февраль 13 15:2015:50 Практическое занятие 1 19 Февраль 20 15:2015:50 Практическое занятие 1 обруч. 1. Совершенствовать работу ног в скольжении на груди. 2. Продолжать учить нырянию в лежащий на воде обруч. 3. Воспитывать смелость. 1. Совершенствовать скольжение на груди с доской в руках. 2. Совершенствовать умение нырять на глубину с открыванием глаз. 3. Воспитывать интерес к занятиям. 1. Совершенствовать скольжение на груди с доской, с работой ног. 2. Учить открывать глаза в воде при поиске предметов на дне бассейна. 3. Обращать внимание на правильность выполнения упражнений. 1. Совершенствовать скольжение на груди с работой ног на задержке дыхания, лицо опущено в воду. 2. Учить работе рук кролем на груди с доской в одной руке. 3. Продолжать учить длительному выдоху в воду. 1. Учить работе рук кролем на груди с доской в одной руке. 2. Учить скольжению на спине. 3. Воспитывать дисциплину. Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра 20 Февраль 27 15:2015:50 Практическое занятие 1 21 Март 5 15:2015:50 Практическое занятие 1 22 Март 12 15:2015:50 Практическое занятие 1 23 Март 19 15:2015:50 Практическое занятие 1 24 Март 26 15:2015:50 Практическое занятие 1 25 Апрель 2 15:2015:50 Практическое занятие 1 1. Продолжать учить скольжению на спине. 2. Продолжать учить работе рук кролем на груди с доской в одной руке. 3. Совершенствовать работу ног в скольжении на груди. 1. Учить работе рук кролем на груди без доски. 2. Разучивать упражнение «Винт». 3. Развивать внимание. 1. Учить работе рук кролем на спине. 2. Совершенствовать работу ног в упражнении «Плавание на боку». 3. Учить работать руками кролем. 1. Совершенствовать работу ногами кролем. 2. Совершенствовать упражнение «Винт». 3. Воспитывать уверенность в своих силах. 1. Продолжать учить работе ног в скольжении на спине. 2. Совершенствовать работу ног в скольжении на груди с доской. 3. Воспитывать организованность на занятиях. 1. Сидя на бортике отрабатывать работу ног кролем. 2. Совершенствовать скольжение на спине с разным положением рук. 3. Совершенствовать работу ног кролем на груди. Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра 26 Апрель 9 15:2015:50 Практическое занятие 1 27 Апрель 16 15:2015:50 Практическое занятие 1 28 апрель 23 15:2015:50 Практическое занятие 1 29 Май 7 15:2015:50 Практическое занятие 1 30 Май 14 15:2015:50 Практическое занятие 1 31 Май 21 15:2015:50 Практическое занятие 1 1. Учить работать руками кролем на груди. 2. Учить плавать на спине при помощи движений рук, с колобашкой между ног. 3. Учить действовать согласованно в команде. 1. Совершенствовать скольжение на спине с различным положением рук. 2. Продолжать обучать работе ног в скольжении на спине. 3. Учить работе рук кролем на спине. 1. Продолжать совершенствовать работу ног в скольжении на спине. 2. Продолжать учить работе рук кролем на спине. 3. Совершенствовать работу ног в скольжении на груди и на спине с предметом. 1. Продолжать совершенствовать работу ног в скольжении на груди и на спине. 2. Учить плыть кролем на груди в полной координации. 1. Продолжать обучать стилю кроль на груди в полной координации. 2. Учить кролю на спине в полной координации. 1. Продолжать учить кролю в полной координации на груди и на спине. Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра 32 Май 28 15:2015:50 Практическое занятие 1 1. Заключительная диагностика. Бассейн Наблюдение, детского диагностика сада 2.1.2 Занятий с детьми 6-7 лет (2-й год обучения) № п\п месяц число 1 сентябрь 20 2 сентябрь 27 3 октябрь 4 4 октябрь 5 Октябрь время Форма занятий Кол-во часов 15:20- Беседа, 15:50 правила поведения в воде. 15:20- Беседа, 15:50 просмотр видеоролика про плавание. 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 11 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 18 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 1 1 Тема занятий Место проведе ния 1. Напомнить детям правила поведения на Бассейн воде. детского 2. Закрепление упражнений «Поплавок», сада «Звезда». 1. Упражнять в погружении в воду с Бассейн открытыми глазами. детского 2. Развивать выносливость. сада 1. Входная диагностика. 2. Воспитывать умение слушать. Форма контроля Беседа беседа Бассейн Наблюдение, детского диагностика сада 1. Совершенствование работы ног кролем в Бассейн Обучение, скольжении на груди с доской в руках, детского наблюдение, выполняя длительный выдох. сада игра 2. Обучение вдоху над водой и выдоху в воду в скольжении на груди с доской. 1. Добиваться правильной работы ног при Бассейн Обучение, скольжении с доской и без доски. детского наблюдение, 2. Обучение переходу из лежания на груди в сада игра 6 Октябрь 25 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 7 Ноябрь 8 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 8 Ноябрь 15 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 9 Ноябрь 22 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 10 Ноябрь 29 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 11 Декабрь 6 15:20- Практическое 1 лежание на спине. 3. Совершенствование дыхания при скольжении на груди. 1. Повторение и совершенствование упражнения «Винт». 2. Продолжать учить работе рук кролем. 1. Продолжать учить работе рукам кролем. 2. Совершенствование упражнения «Винт». 3. Закрепление в игровых упражнениях дыхание в воде и открывание глаз. 1. Продолжать учить скольжению на спине. 2. Упражнять в проплывании всего бассейна не останавливаясь. 3. Продолжать учить работе рук кролем на груди. 1. Продолжать учить скользить на спине. 2. Приучать к длительному лежанию на спине в упражнении «Звезда» на спине и на груди. 1. Закреплять навык длительного лежания на груди и на спине. 2. Совершенствовать работу ног кролем с доской (вдох – лицо опускаем в воду, в воде длительный выдох выдох). 3. Добиваться правильного положения корпуса в воде, имитация работы рук кролем. 1. Продолжать учить отталкиваться ногой от Бассейн детского сада Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн Обучение, 15:50 занятие 12 Декабрь 13 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 13 Декабрь 20 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 14 Декабрь 27 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 15 Январь 18 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 16 Январь 25 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 бортика бассейна при скольжении на груди. детского 2. Упражнять в работе рук кролем в сада плавании на груди в полной координации. 3. Прививать детям умение свободно владеть своим телом в воде. наблюдение, игра 1. Совершенствование толчка одной ногой от бортика бассейна из положения кроль на спине. 2. Совершенствование работы ногами кроль с разным положением рук. 1. Продолжать упражнять в скольжении на спине с работой ног. 2. Совершенствовать кроль в полной координации. 3. Закреплять навык погружения и открывание глаз под водой. 1. Продолжать совершенствовать работу ног кролем на груди и на спине. 2. Совершенствовать скольжение на спине с предметом и без. 1. Совершенствование плавания способом кроль на груди в полной координации. 2. Дальнейшее совершенствование работы ног кролем на спине в упражнении «Фонтан», сидя на бортике. 1. Совершенствование работы рук кроль на груди и на спине с колобашкой между ног. Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского Обучение, наблюдение, 17 Февраль 7 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 18 Февраль 14 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 19 Февраль 21 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 20 Февраль 28 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 21 Март 6 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 2. Приучать проплывать весь бассейн не останавливаясь. 3. Совершенствовать скольжение на спине и на груди с работой ног. 1. Совершенствовать кроль на груди в полной координации. 2. Совершенствовать работу ног в упражнении на боку. 1. Совершенствовать кроль на груди в полной координации. 2. Совершенствовать работу ног в упражнении на боку. 1. Совершенствовать кроль на груди в полной координации. 2. Совершенствовать работу ног кролем в упражнении «на боку». 3. Совершенствовать упражнение на дыхание в скольжении на груди с работой ног без доски. 1. Учить плавать в полной координации на спине. 2. Продолжать учить выполнять гребковые движения руками в скольжении на груди и на спине с колобашкой между ног. 1. Продолжать учить выполнять гребковые движения руками в скольжении на груди и на спине. 2. Упражнять в плавании способом кроль на сада игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра 22 Март 13 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 23 Март 20 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 24 Март 27 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 25 Апрель 3 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 26 Апрель 10 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 27 Апрель 17 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 спине. 1. Упражнять в плавании способом кроль на спине. 2. Учить выполнять гребковые движения в скольжении на груди и на спине. 1. Прививать детям соревновательный дух. 2. Совершенствование всех стилей плавания. 3. Развивать выносливость. 1. Учить плавать в полной координации на спине. 2. Продолжать учить выполнять гребковые движения руками в скольжении на груди и на спине с колобашкой между ног. 1. Совершенствовать работу рук кролем, используя колобашки. 2. Совершенствовать кроль на спине. 3. Обращать внимание на правильность выполнения упражнений. 1. Продолжать учить длительному выдоху в воду. 2. Совершенствовать работу ног кролем на спине и на груди. 3. Совершенствовать дыхание. 1. Совершенствовать кроль на груди и на спине. 2. Продолжать учить длительному выдоху в воду. 3. Развивать выносливость. Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра 28 апрель 24 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 29 Май 8 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 30 Май 15 15:20- Практическое 15:50 занятие 1 31 Май 22 15:20- Практическое 15:50 занятие 32 Май 29 15:20- Практическое 15:50 занятие 1. Совершенствовать кроль на груди и на спине. 2. Продолжать учить длительному выдоху в воду. 3. Развивать выносливость. 1. Совершенствование кроля на груди и на спине, проплывая весь бассейн не останавливаясь. 2. Совершенствование работы рук кролем на спине. 1. Совершенствовать всех способов плавания в полной координации. 2. Совершенствовать дыхание. Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра Бассейн детского сада Обучение, наблюдение, игра 1 1. Побуждать детей плавать любимым Бассейн способом. детского 2. Воспитывать уверенность в своих силах. сада Обучение, наблюдение, игра 1 1. Заключительная диагностика. 2.Свободное плавание. Бассейн Наблюдение, детского диагностика сада 2.2 Условия реализации программы Материально-технические условия реализации Программы соответствуют: • требованиям, определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; • требованиям, определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности; • требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; • требованиям к оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой; • требованиям к материально-техническому обеспечению Программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы). Занятия по плаванию для детей организуются в бассейне 3 х 7 метров, глубиной 50-80 см. Спуск в бассейн производится по лестнице, выход по лестнице, сделанной из не скользящего материала. При бассейне раздевальная комната, оборудованные шкафчиками для одежды и полотенец, имеются фены для сушки волос; две душевые. Материально-техническое обеспечение программы «Дельфиненок»: 1. Плавательные доски. 2. Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров. 3. Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров. 4. Надувные круги. 5. Нарукавники. 6. Поролоновые палки (нудлы). 7. Колобашки. 8. Мячи разных размеров. 9. Обручи плавающие и с грузом. 10. Нестандартное оборудование для игр с водой. 11. Музыкальный центр. К физкультурному оборудованию в бассейне предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами. Размеры и масса инвентаря соответствуют возрастным особенностям дошкольников; его количество определяется из расчета активного участия всех детей в процессе занятий. В бассейне имеется стандартное и нетрадиционное оборудование, необходимое для ведения физкультурно-оздоровительной работы: мячи разных размеров, дорожки для профилактики плоскостопия, нудлсы, тонущие игрушки, игрушки и атрибуты для дыхательных упражнений, волейбольная сетка, разделительная полоса, обручи, плавательные круги, плавательные доски и другое нестандартное оборудование. Санитарно-гигиенические условия: Успешность обучения дошкольников практическим навыкам плавания и степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко и правильно соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарногигиенические правила. Санитарно-гигиенические условия по плаванию включают следующее: освещенные и проветриваемые помещения; текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря; дезинфекция ванны при каждом спуске воды; анализ качества воды и дезинфекции помещений и оборудования контролируется санэпидстанцией. Санитарные нормы температурного режима в бассейне, параметры набора воды. Возраст детей Температура воды (С) Температура воздуха (С) 5 -7 лет + 29… +30 С +28… +30 С Глубина (м) 0,8 Кадровое обеспечение программы «Дельфиненок»: исполнитель программы инструктор по физической культуре (плаванию) МАДОУ НГО «Детский сад №15 «Березка», Гусева Т.Н., 1 квалификационная категория. Обеспечение программы методическими материалами: 1. 2. 3. 4. Плакат «Правила поведения на воде», «Правила поведения в бассейне». Иллюстрации с изображением водных видов спорта. Картинки с изображением морских животных. Картинки, схемы, фотографии, иллюстрирующие различные способы и стили плавания. 5. Картотека видеоматериалов. 6. Фонотека записей музыкальных произведений для проведения комплексов упражнений в воде и в зале «сухого плавания». 7. Картотека игр и упражнений на воде для каждой возрастной группы. 8. Конспекты занятий 9. Подборка стихов, потешек, загадок о воде, плавании. Формы и методы работы: Наглядные методы объяснительно-иллюстративного характера (рассматривание, наблюдение, образец инструктора, показ инструктора); Практический (прием повтора, выполнение упражнений на суше); Словесные методы репродуктивного, частично поискового характера. и информативно-рецептивный Наиболее эффективным приемом обучения детей плаванию является - игровой. Условно игры можно разделить на следующие группы: Игры по ознакомлению со свойствами воды. Игры, обучающие погружению и всплытию. Игры, способствующие выработке навыка лежания на воде. Игры, способствующие выработке навыка скольжения. Игры, обучающие дыханию. Игры, вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения. Игры по овладению простейшими прыжками. В процессе занятий используются различные формы организации детей: групповые; командные; индивидуальные. Организуются такие формы занятий: учебно-тренирующие; сюжетные; игровые; контрольно-учетные; в форме бесед (об истории плавания) занятия с участием родителей; Занятие — основная форма организации учебной работы. По своей структуре занятие плаванием делится на три части: вводную, основную и заключительную. Вводная часть занятия может проводиться только на суше или на суше и частично в воде, основная — только в воде, заключительная — в воде. Каждая часть занятия имеет свои конкретные задачи, причем основная задача занятия решается именно в основной его части. Занятие строится таким образом, чтобы задачи вводной и заключительной частей были направлены на решение основной задачи занятия, подчинены ей. Вводная часть (3-10 мин). Построение занимающихся, перекличка, объяснение задач занятия в доступной форме, выполнение различных общеразвивающих и подготовительных упражнений (частично могут проводиться и в воде), знакомство с подвижными играми. Основная часть (5-20 мин). Изучение нового материала и совершенствование ранее приобретенных навыков с помощью упражнений, игр, эстафет. Заключительная часть (2-5 мин). Снижение физической и эмоциональной нагрузки. Самостоятельное плавание с индивидуальной работой, т. е. самопроверка освоения материала занятия. Подведение итогов занятия. Основные знания, умения и навыки плавания формируются, закрепляются и совершенствуются при использовании различных средств обучения плаванию. 1. Общеразвивающие и специальные упражнения «суша»: комплекс подводящих упражнений; элементы «сухого плавания». Подготовительные упражнения на воде, упражнения, знакомящие детей с водой и ее свойствами: передвижение по дну и простейшие действия в воде; погружение в воду, в том числе с головой; упражнение на дыхание; скольжение по поверхности воды всплывание и лежание на поверхности воды; открывание глаз в воде; 2. Упражнения для разучивания техники плавания «с опорой и без»: дыхание пловца; согласование движений рук, ног, дыхания; плавание в координации движений. движение рук и ног; 3. Простейшие спады и прыжки в воду: спады; прыжки на месте и с продвижением; прыжки ногами вперед; прыжки головой вперед. 4. Игры и игровые упражнения способствующие: развитию умения передвигаться в воде; овладению навыком погружения и открывания глаз; овладению выдохам в воду; развитию умения всплывать; овладению лежанием; овладению скольжением; развитию умения выполнять прыжки в воду; развитию физического качества. Основные формы работы с детьми во время занятий: дыхательная гимнастика на суше и в воде; игровые и общеразвивающие упражнения на суше и в воде; отработка техники движений на суше и в воде; подвижные игры на воде; плавание техникой «Кроль» на груди и на спине. 2.3 Формы аттестации и оценочные материалы Формы подведения итогов реализации программы: показ открытых занятий и развлечений на воде для родителей, дети которых посещают дополнительную услугу по плаванию «Дельфиненок» в данном дошкольном учреждении; оформление в группах стендов и фотовыставок в течение года. Способы определения результативности: С целью определения уровня умений детей и оценки их навыков, разработана диагностическая карта с контрольными упражнениями, в которой фиксируются результаты обследования. Диагностика проводится два раза в год: октябрь – входная диагностика, май – итоговая диагностика. В диагностике чётко определяются уровни развития ребёнка: выше возрастной нормы, соответствует возрастной норме, ниже возрастной нормы. Мониторинг освоения детьми программного материала кружка «Дельфиненок»: Педагогический контроль осуществляется путём оценки сформированных у детей специальных умений и навыков. Уровни усвоения программы: 1- ниже возрастной нормы Ребенок допускает существенные ошибки в технике движений, не соблюдает заданный темп и ритм, действует только в сопровождении инструктора - на суше и воде. 2- соответствует возрастной норме Ребенок владеет основными элементами техники большинства движений, способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа. 3-выше возрастной нормы Ребенок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям, самостоятельно выполняет освоенные упражнения на суше и в воде. Оценочные материалы: Показатели по плаванию у детей 5-7 лет, посещающих кружок «Дельфиненок» № Ф.И. ребенка Погружаться в воду Движение Скользить Скользить на Скользить на ног на груди спине с спине без кролем без опоры опорой о опоры плавательную доску Скользить на Плавать на груди, работая груди, работая ногами руками способом способом кроль кроль С Доставать выдохом предметы со дна окт май окт май 1 2 3 3 4 5 6 7 8 9 10 11 окт май окт май окт май окт май окт май окт май Выполнен ие упражнен ий: Звезда, поплавок, медуза и др. окт итого май окт май Выводы:___________________________________________________________________________________ Примечание: Погружение воду с выдохом: стоя в воде, сделать вдох, присесть, полностью погружаясь вводу, выдохнуть. Упражнение «Поплавок»: в положении стоя сильно согнуть ноги, обхватить руками голени, голову нагнуть как можно ближе к коленям; сделать вдох, задержать дыхание и оторвать ноги от дна бассейна, всплыть на поверхность. Упражнение «Стрела»: стоя спиной к бортику, руки вытянуть вверх, голова находится между руками; сделать вдох, наклониться вперед и выполнить толчок от бортика, то же на спине – выполняется до полной остановки. Раздел №3 Список литературы. Педагогу: 1. 2. Е.К.Воронова «Программа обучения плаванию в д/с» СП,2003 Маханева М.Д., Баранова Г.В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009 3. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. «Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей», Просвещение, 1991 4. Рыбак М.В.Глушкова Г.В., «Раз, два, три, плыви», Методическое пособие для дошкольников образовательных учреждений 5. Осокина Т.И. «Физическая культура в детском саду», М.Просвещение.1986 год 6. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т.А. Тарасова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.-176 с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ») 7. Б.Б.Егорова, О.Б.Ведерниковой «Оздоровительный комплекс в детском саду» 8. Л.Ф.Еремеевой « Научите ребенка плавать» 9. Т.А.Протченко, Ю.А.Семенова «Обучение плаванию дошкольников и младших школьников». Родителям: 10. Официальная страница детского сада в социальной сети ВКонтакте. https://vk.com/berezka15_lobva?ysclid=lu25jgezdl999868920 11. Личный сайт инструктора по физической культуре https://clck.ru/39bL6w 12. И.А. Большаковой «Маленький дельфин».