Наставник сам должен быть тем,
чем он хочет сделать воспитанника.
В. Даль
Современному миру нужен
профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и
технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к
осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ
реальной действительности, даже при достаточно
высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и
профессиональная адаптация молодого специалиста может протекать длительно и
сложно.
Наставничество
– одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая
повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
Цель
наставничества в ДОУ - создание условий для
профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем
адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого
педагога.
Задача
наставника – помочь молодому специалисту
реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие
умения. Педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными
качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в
коллективе среди коллег, воспитанников, родителей.
Поскольку наставничество является двусторонним
процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого
специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность
к передаче опыта. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности
и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста,
привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него
общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и
профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального
мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и
повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями
обучения и воспитания.
23.11.2022
Наставничество – это поддержка молодого
специалиста, способствующая более эффективному распределению личностных
ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональном и культурном
отношениях. Молодые педагоги, устраиваясь на работу в детский сад, часто испытывают
трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед
ними одновременно возникает множество задач, связанных как со знакомством с
коллективом и воспитанниками, так и со
вступлением в новую должность – педагог.
В нашем ДОУ сложились свои традиции,
своя система работы с молодыми педагогами, выбираются те формы и методы,
которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному
становлению молодого специалиста и повышение его профессиональной компетентности.
Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него
познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с
детьми и родителями. Одна из форм работы с молодыми педагогами - мастер-класс,
основная цель которого – передача педагогического опыта, авторских находок,
всего того, что помогает достичь наибольших результатов. Опытные педагоги, не
только умело показывают работу молодым специалистам, но и обсуждают с ними
различные аспекты и приемы использования технологий, нюансы и возможности при
использовании технологии в конкретных задачах, рассказывают при помощи каких
методов и приёмов были достигнуты полученные результаты. Например, сегодня
прошел мастер – класс «Нетрадиционные методы применения блоков Дьенеша и
палочек Киюзенера» с целью развития
профессионального самосознания, творческого потенциала личности, развития
коммуникативной компетентности педагогов. Такая форма работы позволяет молодым
специалистам учиться самим и непосредственно перенимать опыт у профессионалов.
Таким образом, использование системного
подхода в работе с молодыми и малоопытными воспитателями позволяет им быстро
адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в
собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками
педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию,
раскрыть свою индивидуальность.